Почему чисто механическая коробка не может быть сделана под АТФ?
Извиняюсь, упустил из виду крайний вопрос.
Может.
К примеру, коробки передач токарных станков подолгу и весьма успешно работают на масле " Индустриальное-50 " ( в народе -- " веретенка " ). Ну так и двигатели -- их ровесники -- спокойно переваривали Автол ( если кто помнит, что это такое. Те, кто не помнит и не знал никогда -- поверьте на слово, нынешняя отработка лучше ).
Возможность беспроблемной работы коробки на таком масле обеспечивается нехилым запасом прочности и невысокими нагрузками на зацепления и подшипники.
М-45, к примеру, этим требованиям вполне отвечала. М-46 -- тоже, а вот с появлением М-47 начались проблемы с шестернями постоянного зацепления на первичном и промежуточном валах. Нормальное трансмиссионное масло способно значительно продлить им жизнь.
Давно уже автопроизводители поняли, что для них убыточно делать агрегаты, обладающие значительным запасом прочности. А это ведет к попадалову при попытках потребителей по старинке заливать туда все, что под руку попало. Отчего-то же никто не пытается эксплуатировать В-230 на уже упомянутой веретенке ? А ведь для ГАЗ-21 ее применение даже инструкцией предписано ( правда, только для зимы ).
Кстати, грешен я... Было дело, и сам заливал ATF туда, куда не надо... точнее -- как оказалось, очень даже надо, но инструкциями ни разу не предписано. Речь о коробках передач двухтактных мотоциклов ( всякие ИЖи, ЯВЫ, и иже с ними ). Ресурс прямозубых шестерен коробки там в любом случае значительно превышает ресурс двигателя, а вот многодисковое сцепление в такой " немасляной " ванне работает гораздо приятнее... собственно, АКП и представляет собой сборище таких многодисковых сцеплений. Работает коробка в этом случае, кстати, гораздо шумнее, но на общем фоне -- да и фиг с ней. Только упаси вас Господи проделать то же самое с четырехтактным мотодвигателем -- там у мотора и коробки масляная ванна общая, последствия грянут незамедлительно